Время: 23:39 :: Дата: 03.05.2024
Главная :: Страны :: Фотоальбом :: :: Регистрация :: Вход

Страны

Российская Федерация

Статистика

Не входящие в ООН

Быстрый переход

Телефонные коды

Другие территории

Поиск

Новая Зеландия

Новая Зеландия (англ. New Zealand, маори Aotearoa) — страна в юго-западной части Тихого океана, расположенная на двух крупных островах (Остров Северный и Остров Южный) и большом количестве (приблизительно 700) прилегающих более мелких островов. Столица страны — город Веллингтон (англ. Wellington). Население Новой Зеландии около 4 284 тыс человек (ноябрь 2008 года). Страна построена на принципах конституционной монархии и парламентской демократии и входит в число развитых стран мира.

В XI—XIV веках страна была заселена выходцами из Полинезии, европейские исследователи открыли острова в 1642 году. Активное освоение земель Великобританией началось с 1762 года. Одной из основных особенностей Новой Зеландии является географическая изолированность. Ближайшими соседями Новой Зеландии являются — к западу Австралия, отделённая Тасмановым морем (кратчайшее расстояние около 1700 км); к северу островные территории — Новой Каледонии (около 1400 км), Тонга (около 1800 км) и Фиджи (около 1900 км).

Королевство Новой Зеландии (англ. Realm of New Zealand) включает в себя независимые в государственном управлении, но свободно ассоциированные с Новой Зеландией островные государства Острова Кука, Ниуэ, а также несамоуправляющуюся территорию Токелау и антарктическую Территорию Росса.

Название и его этимология

Название, данное стране маори до появления здесь первых европейцев, не сохранилось, но известно, что остров Северный маори именовали Те И́ка-а-Ма́уи (маори Te Ika-a-Māui), что может быть переведено как «рыба, принадлежащая Ма́уи». Мауи — полубог в легендах маори, поймавший в океане огромную рыбу, превратившуюся после этого в остров. Остров Южный имел два распространённых названия: Те Ва́и Пау́наму (маори Te Wai Pounamu) и Те Ва́ка-а-Ма́уи (маори Te Waka a Māui). Первое название может быть переведено как «нефритовая вода», а второе как «лодка, принадлежащая Мауи», уже упомянутому выше полубогу легенд маори. До начала XX века остров Северный часто именовался коренными жителями Аотеаро́а (Aotearoa (info)) что может быть переведено, как «страна длинного белого облака» (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), и позднее именно это название стало общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Первый европейский мореплаватель, побывавший у берегов этой страны, голландец Абел Тасман, назвал её «Staten Landt». Именно это название было трансформировано голландскими картографами в латинское Nova Zeelandia в честь одной из провинций Нидерландов — Зеландия (нидерл. Zeeland) и в голландское название Nieuw Zeeland.Позднее британский мореплаватель Джеймс Кук использовал английскую версию этого имени, New Zealand, в своих записях, и именно оно стало официальным названием страны. Русское название, Новая Зеландия, является точным переводом исторически сложившегося имени.

Полинезийский период

Первооткрывателями Новой Зеландии по праву следует считать выходцев из Восточной Полинезии, начавших освоение этих островов предположительно в XI—XIV веках. Несколько волн переселений и последовательное развитие на новых территориях создали две хоть и во многом схожие, но самостоятельно развивавшиеся культуры и два народа, получивших самоназвания маори (маори Māori) и мориори (маори Moriori). Мориори компактно проживали на островах архипелага Чатем, а маори заселяли Северный и Южный острова.

У маори до сего дня сохранились легенды о полинезийском мореплавателе Ку́пе (маори Kupe), совершившем первое путешествие к этим островам на лёгком катамаране в середине X века. Он первым вступил на эти берега, которые на тот момент были необитаемы. В соответствии с этими же легендами несколько поколений спустя большой флот из океанских каноэ покинул свои острова, для того чтобы колонизовать новые земли. Существование самого Купе и флота колонизаторов оспаривается рядом исследователей, но археологические находки подтверждают историю полинезийского освоения.

Именно с маори встретились первые европейцы, попавшие на эти земли.

Европейский период

Голландский путешественник Абел Тасман (нидерл. Abel Janszoon Tasman) был первым европейцем, увидевшим берега Новой Зеландии в 1642 году.

Английский мореплаватель капитан Джеймс Кук (англ. James Cook) посетил и обследовал острова в 1768 году. Именно это путешествие положило начало периоду активного освоения островов европейцами, первыми из которых стали китобои, миссионеры и торговцы, обустраивавшие свои небольшие и немногочисленные поселения в основном вдоль береговой черты.

В 1840 году в связи с всё усиливавшимся интересом Франции к колонизации Новой Зеландии Великобритания назначает своего первого лейтенант-губернатора в стране. Им стал Уильям Хобсон (англ. William Hobson). 6 февраля того же года при его участии был заключён договор, получивший по месту его подписания название Договор Вайтанги.[3] Несмотря на то, что английская версия договора и его перевод на язык маори разительно отличались друг от друга и допускали значительные разночтения, он стал основой создания нового государства и соблюдается до сего дня. В соответствии с договором, Новая Зеландия переходила во владения британской монархии, но при этом для маори гарантировалось соблюдение всех их прав, включая имущественных.

Договор стал базой для создания условий, способствующих сотрудничеству и развитию отношений между европейскими поселенцами и племенами маори. В то же время, развитие торговли, улучшение условий жизни и доступность приобретения огнестрельного оружия для маори повысили внимание к земельным спорам. В 60—70-х годах XIX века столкновения в этих вопросах стали причиной кровопролитных Новозеландских земельных войн (англ. New Zealand Land Wars), в результате которых маори потеряли большую часть своих земель.

Следующим за Хобсоном губернатором Новой Зеландии стал Роберт Фиц Рой, протесты против стиля управления которого привели к его отставке (18 ноября 1845).

Сепаратистские тенденции среди маори продолжались до самого начала XX века, но благодаря грамотной политике новозеландских властей, и не в последнюю очередь — усилиям премьер-министра Р. Седдона и политика-маори Дж. Кэрролла, сепаратистское движение потеряло поддержку. Прекращением активного сепаратизма условно считается дата роспуска Парламента маори в 1902 году.

В середине 1850-х годов Новая Зеландия получила права ограниченного самоуправления, а к концу 90-х годов того же века фактически стала независимым государством. В 1893 году Новая Зеландия стала первой страной в мире, предоставившей равные избирательные права женщинам.

В 1901 Новая Зеландия отказалась от возможного присоединения к Австралийскому Союзу, а в 1907 году вслед за Канадой и Австралией была провозглашена самостоятельным доминионом. Несмотря на то, что в течение длительного времени, как и все доминионы Британской Империи, страна имела независимое управление, собственную внутреннюю и внешнюю политику и развитую экономику, формально она стала полностью самостоятельным государством лишь в 1947 году. 25 ноября этого года был принят Закон о принятии Вестминстерского Статута (Statute of Westminster Adoption Act 1947). Именно тогда страна формально согласилась на предложенную Великобританией в соответствии с Вестминтерским Статутом 1931 года (Statute of Westminster 1931) полную самостоятельность всем своим доминионам. Процесс закрепления самостоятельности государства получил своё завершение лишь в 1986 году, когда в результате конституционного кризиса был принят Конституционный Акт 1986 года (Constitution Act 1986).

Новая Зеландия приняла активное участие в Первой мировой войне. В период 1914—1918 годов около 103 000 новозеландцев вошли в состав боевых подразделений новозеландской и британской армии (из них около 3 000 составляли маори и представители других тихоокеанских народов). Многие женщины отправлялись на европейский фронт в качестве медицинских сестёр. 16 697 новозеландцев погибли в боях, а ещё 41 317 получили ранения. В ходе военных действий Новая Зеландия оккупировала Германское Самоа (позднее Западное Самоа и ныне Самоа), и вплоть до получения независимости в 1962 году эти острова находились под управлением Новой Зеландии.

Одной из первых, уже 3 сентября 1939 года, Новая Зеландия объявила о своём вступлении во Вторую мировую войну. Сформированный в первые дни войны 2-ой новозеландский экспедиционный корпус принял боевое крещение уже в феврале 1940 года в Египте и до конца войны входил в состав 8-ой армии Великобритании. Около 140 000 новозеландцев приняли непосредственное участие в боях в Европе, в Северной Африке, на Ближнем Востоке и на Тихом океане, а ещё около 100 000 человек проходили службу в составе подразделений национальной обороны на территории страны. Части новозеландской армии принимали участие в оккупации Японии, а авиационные подразделения участвовали в авиамосте по снабжению Западного Берлина во время его блокады советскими войсками в 1948—1949 годах.

Современная история

Окленд, часто именуемый город парусов.

Развитие мира в послевоенные годы хотя и сохранило традиционно дружеские отношения Новой Зеландии с Великобританией, тем не менее привело к тому, что США стали основным экономическим, политическим и военным партнёром. Отражением новых реалий мирового устройства стало создание в 1951 году Тихоокеанского пакта безопасности (АНЗЮС) в который вошли Новая Зеландия, Австралия и США. Первоначальной задачей этого пакта стала координация работ по безопасности в Тихом океане, а позднее сфера деятельности расширилась и на Индийский океан.

В 1954 году Новая Зеландия совместно с Австралией, Францией, Пакистаном, Филиппинами, Таиландом, Великобританией и США вошла в Организацию договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), основной задачей которой стало противодействие военному влиянию СССР и стран социалистического лагеря в Юго-Восточной Азии.

Занимая уникальное региональное и экономическое положение в Тихоокеанском регионе, в 1984 году Новая Зеландия кардинально изменила свою военную доктрину, участие в оборонных инициативах и свою военную политику. Учитывая потенциальную опасность, Новая Зеландия ввела запрет на заход в свои территориальные воды кораблей с ядерным вооружением и ядерными энергетическими установками. Поскольку такое решение, прежде всего, отражалось на военно-морском флоте США, то в 1986 США заявили о снятии с себя обязательств по участию в обеспечении безопасности Новой Зеландии. На протяжении всех последующих лет этот вопрос продолжает влиять на новозеландско-американские отношения, но в то же время Новая Зеландия и США продолжают сохранять прочные партнёрские отношения.

Продолжение активного участия Новой Зеландии в развитии антиядерной политики в регионе и призыв к введению запрета на проведение Францией ядерных испытаний на атолле Муруроа и в целом на Тихом океане, послужили причиной взрыва агентами внешней разведки Франции в июле 1985 года в порту Окленда судна Rainbow Warrior, принадлежащего организации Гринпис.

В 1987 году Новая Зеландия впервые в мире законодательно провозгласила свою территорию безъядерной зоной.

Сегодня Новая Зеландия продолжает развиваться как независимая демократическая страна и активный участник международных экономических и политических отношений, уделяя особое внимание развитию и укреплению взаимоотношений среди стран Тихоокеанско-Азиатского региона.

Принципы государственного устройства

Новая Зеландия является унитарным государством, основанным на принципах конституционной монархии и парламентской демократии. В основу системы государственного устройства положен принцип Вестминстерской модели парламентаризма.

Новая Зеландия совместно с Токелау, антарктической территорией Росса и свободно ассоциированными государствами Острова Кука и Ниуэ составляют Королевство Новой Зеландии.

В Новой Зеландии нет кодифицированной конституции, однако существует ряд Конституционных Указов, первый из которых был принят в 1846 году, а последний в 1986 году. Они, конституционные обычаи и ряд иных законодательных актов и положений формулируют основные принципы государственного устройства. Некоторое число актов британского законодательства исторически вошли в конституционную базу Новой Зеландии. Одними из важнейших среди них являются Билль о правах 1688 года и Конституционный Указ 1852 года. В политической жизни страны было предпринято несколько попыток введения единой конституции страны (последняя из них — 1986 года — не нашла поддержки).

В отличие от соседней Австралии, в Новой Зеландии не проводились национальные референдумы по вопросу перехода к республиканской форме правления, а обсуждения ограничиваются политическими дебатами и все стороны придерживаются политики необходимости дальнейших обсуждений. Две основные партии страны имеют противоположные мнения по данному вопросу — лейбористы признают возможность провозглашения республики, в то время как Национальная партия выступает за сохранения имеющегося статуса страны.

Глава государства

Главой государства является монарх Новой Зеландии. С 6 февраля 1952 года на престоле находится королева Елизавета II (Queen Elisabeth II, Elizabeth Alexandra Mary Windsor). Её официальный титул — Елизавета Вторая, Божьей милостью Королева Новой Зеландии и её других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры (Elizabeth the Second, By the Grace of God, Queen of New Zealand and Her other Realms and Territories, Head of the Commonwealth, Defender of the Faith). Статус монарха определён конституционным принципом «царствует, но не управляет» (англ. reign but not rule), и монарх не имеет существенного политического влияния, сохраняя политический нейтралитет. Тем не менее, ряд функций законодательно закреплены за монархом и могут быть исполнены только им. Среди наиболее важных полномочий — назначение генерал-губернатора и подписание Указа о таковом назначении; объявление созыва или роспуска Парламента страны.Новая Зеландия, совместно с рядом других стран-участниц Содружества Наций, воплощает принцип разделения монарха, заложенный в Декларации Бальфура 1926 года.

Генерал-губернатор
Ананд Сатьянанд, генерал-губернатор Новой Зеландии.

Интересы монарха на территории страны представляет генерал-губернатор (официальный титул — генерал-губернатор и верховный главнокомандующий в Новой Зеландии, Governor-General and Commander-in-Chief in and over New Zealand), назначаемый монархом по рекомендации премьер-министра, как правило, сроком на пять лет. Присягу генерал-губернатора принимает верховный судья Новой Зеландии. Основной обязанностью генерал-губернатора является представление интересов монарха, и функции его ограничены ролью гаранта конституционных прав, церемониальными обязанностями и общественной активностью. В качестве гаранта конституционных прав генерал губернатор обеспечивает легитимность и последовательность в работе правительства страны и исполняет ряд формальных законодательных действий, совершаемых по рекомендации премьер-министра, и королевских прерогатив, как например, роспуск парламента перед очередными выборами или назначение премьер-министра. Во исполнение своих церемониальных функций генерал –губернатор присутствует на церемонии открытия заседаний новой сессии парламента, получает верительные грамоты вновь назначенных послов других государств в Новой Зеландии, возглавляет приёмы глав государств и правительств других стран в Новой Зеландии. В качестве общественной работы генерал – губернатор и его супруга участвуют в работе попечительных советов многих благотворительных обществ и принимают участие в гражданских церемониях. С 1967 года на пост генерал-губернатора назначаются только граждане Новой Зеландии.

С августа 2006 года пост генерал-губернатора Новой Зеландии занимает Ананд Сатьянанд (Anand Satyanand).

Парламент

Парламент Новой Зеландии состоит из монарха страны (представляемого в каждодневной деятельности генерал-губернатором) и однопалатной Палаты представителей. Парламент является высшим органом законодательной власти страны. Роль монарха в работе Парламента определяется функциями созыва и роспуска самого Парламента и возложением королевских санкций на законодательные акты, принимаемые Палатой представителей. Первый парламент страны был сформирован в 1852 году. Административное управление заседаниями парламента осуществляет его спикер.

Палата представителей

Палата представителей Новой Зеландии (англ. New Zealand House of Representatives) состоит из 120 членов. Члены Палаты представителей избираются раз в три года в ходе всеобщих национальных выборов, проходящих на принципах пропорциональной избирательной системы. Из числа своих членов Палата представителей выбирает членов Кабинета министров и премьер-министра страны. С 1951 года Палата представителей является единственной палатой Парламента страны. После принятия в 1947 году Вестминстерского статута Палата представителей стала высшим выборным законодательным органом страны. Основываясь на исторической традиции, Палата представителей Новой Зеландии в своей структуре и организации строилась на принципах Вестминстерской модели парламентаризма. Существенные изменения в такой модели начали происходить лишь в 50-х годах XX века — в 1951 году был упразднён высший Законодательный Совет, и Парламент стал однопалатным; изменилась процедура работы Палаты; повысились роль и значение работы спикера.

Глава правительства

Главой правительства Новой Зеландии является премьер-министр. Премьер-министром страны становится лидер партийной фракции, получившей большинство (в том числе, и коалиционное большинство) в ходе выборов членов Палаты представителей. Премьер-министр назначается на свой пост генерал-губернатором.

Как и во многих других уложениях, определяющих роль тех или иных государственных деятелей Новой Зеландии, обязанности премьер-министра страны не имеют законодательного описания и во многом определяются конституционными обычаями. Его положение в среде прочих членов Палаты представителей определяется принципом «Первый среди равных» и, занимая высшую административную должность, премьер-министр, тем не менее, обязан придерживаться решений Кабинета министров. Среди основных прав и обязанностей премьер-министра Новой Зеландии можно назвать:

* Право определять повестку заседаний Палаты представителей
* Право представлять генерал-губернатору кандидатов для назначения и увольнения со своих должностей министров
* Право назначать и снимать со своей должности заместителя премьер-министра
* Право просить Королеву генерал-губернатора предложить дату новых выборов в Парламент
* Право рекомендовать монарху кандидата на пост генерал-губернатора

С 2008 года премьер-министром Новой Зеландии является Джон Кей (John Key), лидер Национальной партии.

Кабинет министров

Кабинет министров является исполнительным органом Палаты представителей и высшим органом исполнительной власти страны. Главой кабинета министров является премьер-министр. Все члены Кабинета министров являются одновременно членами Исполнительного совета. Члены Кабинета министров назначаются из числа членов Палаты представителей и являются министрами правительства (англ. Cabinet ministers) Новой Зеландии, хотя в ряде случаев министр правительства может не являться членом Кабинета министров. В своей работе Кабинет министров подразделяется на отраслевые комитеты, подготавливающие проекты решений, выносимые после этого на заключительное обсуждение Комитетом. Решения комитета министров принимаются простым большинством голосов.

Исполнительный совет

Исполнительный совет — консультативный орган при генерал-губернаторе. Членом Исполнительного совета может быть только член Парламента. Члены Исполнительного совета являются королевскими министрами (англ. Ministers of the Crown). Решения Исполнительного совета, как правило, представляются непосредственно самим генерал-губернатором (хотя генерал-губернатор и не является членом Совета), и формируются на основе политики, опреляемой Кабинетом министров.

Судебная система
Здание суда, город Токороа.

В основе юридическо-правовой системы Новой Зеландии лежит общее право. Главным судебным органом Новой Зеландии является Верховный суд Новой Зеландии (Supreme Court of New Zealand), который был образован в 2004 году. Создание его положило конец исторической практике признания Юридического комитета тайного совета Великобритании (Judicial Committee of the Privy Council) высшим судебным органом Новой Зеландии. В основу судебной власти страны, кроме этого, входит Высокий суд Новой Зеландии (High Court of New Zealand), который занимается особо тяжкими уголовными и гражданскими делами, и Апелляционный суд Новой Зеландии (Court of Appeal of New Zealand).

Кроме этого, в Новой Зеландии действуют 66 районных судов (District Court), рассматривающих в основном уголовные и гражданские дела средней тяжести, хотя в соответствии с законодательством им отдано право рассмотрения и ряда тяжёлых обвинений, к каковым относятся вооружённые ограбления и изнасилования.

Также в стране действует система специализированных судебных институтов — Семейный суд (Family Court), Молодёжный суд (Youth Court), Природоохранный суд (Environment Court), Суд по вопросам трудового права (Employment Court) и ряд других.

Главой Судебной системы является Королева.

Избирательная система
Комплекс правительственных зданий в Веллингтоне.

С 1996 года в Новой Зеландии применяется избирательная система, представляющая собой одну из форм пропорционального представительства (Mixed Member Proportional или MMP). Каждый избиратель имеет два голоса — один для избрания депутата Палаты Представителей по своему территориальному округу (electorate vote) и один для голосования по партийным спискам (party vote). Эти два голоса каждый избиратель может отдать разным партиям. Для того чтобы получить представительство в Палате Представителей каждая партия должна получить не менее 5 % голосов избирателей. Первая часть депутатов Палаты формируется за счёт победивших простым большинством голосов по территориальным округам. Вторая часть формируется политическими партиями в соответствии с результатами выборов по партийным спискам на оставшиеся в Палате места. Такая система практически лишает какую-либо одну партию возможности занять все места в Палате и делает важным вопрос партийных коалиций, которые часто объявляются ещё до проведения выборов.

Кроме всеобщей системы голосования часть мест в Палате резервируется для представителей маори, выборы на эти места проходят в ходе всеобщих выборов, но по отдельным спискам. Количество мест маори может варьироваться, по состоянию на 2008 год таких мест было семь.

Каждый гражданин Новой Зеландии, достигший 18 лет, имеет право выдвигать свою кандидатуру на выборах в Палату Представителей. Каждый гражданин Новой Зеландии и её постоянный житель(Permanent Resident) имеет право участвовать в выборах. Выборы проходят раз в три года.

Основные политические партии

По состоянию на 2008 год В Новой Зеландии зарегистрировано 20 политических партий, 10 из них представлены в Парламенте страны. Кроме этого в стране работает ещё около 15 незарегистрированных политических партий. Крупнейшими партиями страны принято считать левоцентристскую Лейбористскую партию и правоцентристскую Национальную партию.

По представительству в Парламенте наиболее влиятельными партиями являются:

* Лейбористская партия (The Labour Party of New Zealand)
* Национальная партия (National Party)
* Прогрессивная партия (Progressive Party)
* Новая Зеландия прежде всего (New Zealand First)
* Объединённое будущее Новой Зеландии (United Future New Zealand)
* Партия зелёных Новой Зеландии (Green Party of Aotearoa New Zealand)

Либеральная партия (Liberal Party), официально сформированная в 1891 году и прекратившая своё существование в 1927 году, стала первой политической партией, сформированной в стране.

Международное положение и внешняя политика

Приоритеты внешней политики Новой Зеландии сконцентрированы на интересах региона южной части Тихого океана и на развитии и укреплении отношений со странами региона. Координация государственной деятельности в области внешней политики осуществляется Министерством иностранных дел и внешней торговли Новой Зеландии (англ. Ministry of Foreign Affairs and Trade) Новая Зеландия имеет 49 дипломатических и консульских представительства в 41 стране мира.

Основные принципы внешней политики

В числе основных принципов внешней политики заложено развитие договоров и соглашений о свободной торговле, ядерное разоружение и контроль над обычными системами вооружения, охрана окружающей среды, защита гражданских прав и свобод, поддержание международной безопасности.

Деятельность по ограничению ядерных и обычных видов вооружения проводится в рамках Договор о нераспространении ядерного оружия и формируется на базе безъядерного статуса Новой Зеландии и международных усилий по ограничению ядерного присутствия в Тихоокеанском регионе. Контроль над обычными видами вооружения в основном затрагивает работы по ограничению производства, продажи и использования противопехотных мин, кассетных бомб и лёгкого стрелкового вооружения. В стране действуют ограничения на возможность вывоза целого ряда изделий военного назначения и двойного применения.

В области охраны окружающей среды международная политика Новой Зеландии формируется вокруг вопросов глобального изменения климата, управления природными ресурсами, охраны животного и растительного мира, охрана ресурсов мирового океана.

Руководствуясь принципами Всеобщей декларации прав человека Новая Зеландия в своей внешней политике особо акцентирует внимание на вопросах защиты прав и свобод личности. Контроль за соблюдением прав человека осуществляется Новой Зеландией на условиях двухсторониих соглашений с рядом стран, в рамках осуществления региональной политики и на уровне международных правозащитных организаций.

Современная международная ситуация заставляет Новую Зеландию более внимательно следить за вопросами как собственной, так и региональной безопасности. В рамках международных и национальных программ страна активно участвует в миротворческих акциях и в координации усилий противодействию международному терроризму.

Региональные вопросы

Среди региональных приоритетов международной политики одним из основных является для Новой Зеландии регион южной части Тихого океана. В рамках двухсторонних и региональных соглашений со с соседними странами, Новая Зеландия активно участвует в развитии торгово-экономических связей в регионе, в работах по защите природной среды, в организации и управлении промышленным рыболовством в регионе и в координации работ по устранению последствий природных бедствий в регионе.

Учитывая географическую близость и общность исторического и культурного наследия, Новая Зеландия на протяжении всей своей истории особое внимание в международных отношениях уделяет развитию сотрудничества с Австралией. Соглашение о свободной торговле между Новой Зеландией и Австралией характеризуется Всемирным банком, как самое комплексное, последовательное и разностороннее. В настоящее время страны ведут работы по созданию единого экономического рынка.

Отношения между Новой Зеландией и США характеризуются как отличные, Новая Зеландия имеет статус основного союзника США вне НАТО. Отношения между двумя странами получили своё начало в 1839 году, когда США открыли первое консульство в Новой Зеландии. В период Второй мировой войны, когда значение Великобритании и её участие на Тихоокеанском театре военных действий стало менее заметно в сравнении с США, развитие двухсторонних взаимоотношений стало принципиальным для Новой Зеландии. Введение безъядерного статуса Новой Зеландией усложнило отношения между странами особенно в вопросах взаимной безопасности и участие в Тихоокеанском пакте, но, тем не менее, не помешало сохранить их на высоком уровне и оставило возможность для дальнейшего развития. Новая Зеландия в течение долгого времени настаивает на возможности заключения двухстороннего соглашения о свободной торговле, а в настоящее время обе страны участвуют в переговорах о региональном соглашении о свободной торговли при участии Новой Зеландии, США, Брунея, Чили и Сингапура.

Отношения стран Европейского Содружества и Новой Зеландии имеют давние исторические корни и не могут потерять важность для Новой Зеландии Двухсторонние консультации между Новой Зеландией и ЕС имеют постоянный характер, а в 2007 году было заключена Совместная декларация о взаимоотношениях и сотрудничестве, оговаривающая как политические, так и экономические вопросы двухсторонних взаимоотношений. Между Новой Зеландией и НАТО подписано соглашение о взаимном обмене разведывательной и закрытой информацией
Здание посольства Новой Зеландии в Москве.

Отношения между Российской Федерацией и Новой Зеландией характеризуются как динамичное партнерство, но не являются приоритетными, ни для одной из сторон. Страны участвуют в совместных работах в рамках выполнения ряда международных обязательств. Новая Зеландия активно поддерживает заявку Российской Федерации на вступление в Всемирную торговую организацию(ВТО) и в 2003 году страны подписали взаимное соглашение о торговле. Тем самым, Новая Зеландия первой среди развитых стран завершила переговоры с Российской Федерацией о вступлении в ВТО.Объём товарооборота между двумя странами в 2008 году составил 149 млн долларов США (российский экспорт — 5,2 млн долларов, а импорт из Новой Зеландии — 143,8 млн долларов).
Здание посольства Новой Зеландии в Москве.

Дипломатические отношения c СССР были впервые установлены в 1944 году. Однако в 1949 году дипломатическая миссия в Москве была закрыта и вновь открыта лишь в 1973 году. В 1979—1991 годах межгосударственные отношения переживали сложный период и страны не обменивались послами, хотя дипломатические отношения сохранялись. Нормальные дипломатические связи между странами возобновились лишь в 1991 году. В настоящее время, кроме посольства в Москве, Новая Зеландия открыла почётное консульство во Владивостоке. Посольство Российской Федерации работает в Веллингтоне, и почётное консульство открыто в Окленде. Посольство Новой Зеландии в Российской Федерации также представляет интересы страны в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Узбекистан, в Туркменистане и на Украине. В городе Окленд также работает консульство Украины.

Членство в международных организациях

Новая Зеландия является членом и/или участником следующих междунарожных и региональных организаций: АБР, АНЗЮС, АСЕАН, АТЭС, ВМО, ВОЗ, ВОИС, ВТО, ВФП, ВПС, ГЯП, Движение неприсоединения, ЕБРР, ЮНКТАД, МАР, МКСП, ИМО, Интерпол, ИКАО, МОМ, ИСО, МОТ, МТП, МФК, МАГАТЭ, МЭА, МБРР, МВФ, МГС, МККК, МУС, МСЭ, МФСР, ООН, ЮНИДО, План Коломбо, ФАО, СПС, УВКБ, ФТО, СПАРТЕКА, Содружество наций.

Часть 2