В 1993 году Советом Безопасности ООН было принято 4 резолюции касающихся Карабахского конфликта, которые осуждают оккупацию территории Азербайджана. В марте 2008 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция по положению на оккупированных территориях Азербайджана, которая была поддержана 39 государствами-членами ООН.
Под контролем вооружённых формирований НКР и Республики Армения находится бо́льшая часть бывшей НКАО, а также, полностью либо частично, семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»).
Под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территорий Мартакертского, Мартунинского, а также примерно половина Шаумяновского районов НКР.
Статус
Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны государств-членов ООН и не является её членом; в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организациях по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица). Так, в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, для обозначения властей НКР как стороны конфликта употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» («Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона.
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…».
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться «непризнанным государством».
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. По заявлению президента Армении Роберта Кочаряна его страна признает независимость Нагорного Карабаха, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации, в том числе ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ, указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают незаконными выборы, проводимые в регионе армянскими властями; в ответ армянская сторона отмечает, что во время референдума 1991 г. азербайджанскому меньшинству была предоставлена полная возможность высказать своё отношение к самоопределению Нагорного Карабаха, каковой возможностью оно, однако, воспользоваться не пожелало.Кроме того, по мнению армянской стороны, несогласие меньшинства не может быть законным основанием для воспрепятствования реализации воли большинства. Из Баку и других регионов Азербайджана были выселены не менее 300 тыс. армян, которые также в последние 20 лет не принимают участие в любых выборах, проходящих в Азербайджане.
Нагорно-Карабахская Республика является членом СНГ-2.
Административное деление
Пять из них — Аскеранский, Гадрутский, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.
Части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.
Территории НКР, расположенные за пределами границ заявленных в 1991 году как НКР территорий бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, называются поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
* апрель — май 1992 — установление контроля над Лачинским районом.
* 9 мая 1992 — установление контроля над Шушой.
* июнь — июль 1992 — утрата контроля над Шаумяновским районом.
* март 1993 — установление контроля над Кельбаджарским районом.
* 13—23 июня 1993 — установление контроля над частью Агдамского, Джебраильского, Физулинского районов.
* 31 августа 1993 — установление контроля над Кубатлинским районом.
* 23 августа 1993 — установление контроля над Джебраильским и большей частью Физулинского районов.
Население
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек.
География
Нагорно-Карабахская Республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа. Рельеф республики типично горный, охватывает восточный отрезок Карабахского плато и с запада наклонно спускается к востоку, сливаясь с Арцахской долиной, составляющей большую часть Куро-Араксской низменности. Относительно низменными являются восточные части Мартакертского и Мартунинского районов[42].
Достопримечательности
* Азохская пещера — наиболее известная пещера в Республике. Расположена в Гадрутском районе.
* Аскеранская крепость — одна из наиболее известных крепостей исторического Арцаха. Расположена в Аскеранском районе.
* Амарас — армянский монастырь IV века. Расположен в Мартунинском районе.
* Гандзасарский монастырь — армянский монастырь XIII века. Расположен в Мартакертском районе.
* Дадиванк — армянский монастырь IX века. Расположен в Шаумяновском районе.
* Каганкатуйк — руины древнего армянского опоселения. Расположен в Мартакертском районе.
* «Мы — наши горы» — монумент на вершине холма при въезде в Степанакерт. Расположен в столице — городе Степанакерте.
* Тигранакерт — древнеармянский город, основанный Тиграном II в I веке до н. э. Расположен в Аскеранском районе.
* Цицернаванк — армянский монастырь IV века. Расположен в Кашатагском районе.
* Шушинская крепость — одна из наиболее известных крепостей исторического Арцаха. Расположена в Шушинском районе.
Политическая жизнь
Нагорно-Карабахская Республика является президентской республикой.
Президент
* Президентом с 2007 года является Бако Саакян.
* Его предшественником был Аркадий Гукасян, который занимал пост Президента с 1997 по 2007 годы.
* Первым Президентом Нагорно-Карабахской Республики был избран Роберт Кочарян, который занимал пост Президента с 1994 по 1997 годы.
Национальное Собрание
Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
* партия «Свободная Родина»
* «Демократическая партия Арцаха»
* партия «За нравственное возрождение»
* Коммунистическая партия
* блок «АРФ Дашнакцутюн — Движение-88»
* партия «Наш дом — Армения»
* партия «Социальная справедливость»
На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам» (более подробно см. сообщение информационного агентства Регнум). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве».
Правительство
Исполнительную власть НКР осуществляет Правительство НКР, полномочия которого устанавливаются законами НКР. Правительство состоит из Премьер-министра НКР, Вице-премьера, министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливается указом Президента НКР в присутствии Премьер-министра.
Премьер-министром является Араик Владимирович Арутюнян, а вице-премьером Спартак Апетнакович Тевосян.
В правительстве есть 12 министерств, из которых 4 (Министерство Юстиции, Социального обеспечения, Культуры и по делам молодёжи и Градостроительства) возглавляют женщины.